Но тогда как оценить похвальные и отменные деяния, обнаруживаемые нами в языческом мире, где природа людей столь порочна? Кальвин ответствует: читать дальше«В Своем избраннике Господь исцеляет эти недуги... В иных же Он ограничивает их действие, дабы упредить их бурное развитие настолько, насколько почитает необходимым для сохранения мира. И так одни из стыда, а другие из страха перед законами удержива-ются от того, чтобы не угодить в разного рода скверны, хотя им почти не дано скрыть свою нечестивость, еще одни, думая, что добродетельная жизнь — выгодное занятие, испытывают к ней определенное, хотя и слабое влечение, некоторые идут дальше и преуспевают больше, чем обычно, так что своим величием могут привлечь простой на-род к исполнению долга. Тем самым Бог Своим Провидением обуздывает порочность и удерживает ее от проявления вовне, но не очищает изнутри».
Итак, Бог разными средствами обуздывает дурные страсти, допускает многие, внешне добрые дела, совершаемые людьми, не преобразившимися духовно, понуждая их делать то, к чему их грешная природа не склонна. Все это кальвинист именует все-общей благодатью. Она «всеобща», потому что не предназначена для одной группы в виде милости, но дарована всем людям, хотя и не всем в равной мере. Если на долю одного может выпасть больше особой благодати, чем на долю другого, то, соответст-венно, всеобщая благодать не делится поровну. Так, Кальвин сравнивает Камилла, римлянина, щедро удостоенного благодати, с Катилиной, которому ее досталось мало.
К-13
Но тогда как оценить похвальные и отменные деяния, обнаруживаемые нами в языческом мире, где природа людей столь порочна? Кальвин ответствует: читать дальше