Каноны Аравсийского (Оранжского) Собора II.
Начат 3 июля 529 г.
(Тяжелый стиль написания)
Канон 3
Если кто скажет, что по призыванию со стороны человека может быть дарована благодать Божия, а не сама благодать делает так, чтобы мы ее призывали, тот противоречит Исайи пророку или Апостолу, то же самое говорящему: "Меня нашли те, кто Меня не искал, Я явил Себя тем, кто не спрашивал обо Мне" (Рим.10:20).
Канон 12
«Таких нас любит Бог, какими будем вследствие Его дара, а не какими являемся по нашей заслуге».
Канон 17
читать дальшеХрабрость Язычников происходит от вожделения, храбрость же Христиан — от Божьей благодати, которая "разлита в сердцах наших", не через свободу воли, происходящую от нас, но "через Святой Дух, данный нам" (Рим 5, 5).
Канон 18
читать дальшеПоложена награда добрым делам, если они происходят; но благодать, которая не положена, предшествует, чтобы они произошли.
Канон 25
читать дальшеЯсно, что Божиим даром является любить Бога. Он Сам дал нам Себя возлюбить, Который любит, не будучи любимым. Мы были возлюблены Им, не будучи угодными Ему, чтобы возникло в нас то, в чем бы мы Ему угодили. Ибо изливает любовь в сердца наши Дух [Рим 5, 5] Отца и Сына…
Послание папы Бонифация II к Цезарию еп. Арелатскому, 25 янв. 531 г.
Утверждение Второго Оранжского Собора
«…И радуемся Мы, что то же самое Твое Братство, поимев сношение с некоторыми Галльскими епископами, согласно вере кафолической мыслит: и тому радуемся, что, как Ты извещаешь, они в едином согласии определили, что вера, которой во Христа веруем, ниспосылается по предварению божественной благодати;
читать дальшеприбавив также, что не существует такого блага по Богу, которое кто-либо без Божьей благодати или хотеть, или начать, или творить, или совершить мог, когда сам наш Спаситель говорит: «Я - лоза, а вы - ветви. Только тот, кто во Мне, как и Я в нем, плодоносит обильно - потому что вам без Меня ничего не сделать» (Ин 15, 5). Ибо является твердым и кафолическим то, что во всяком благе, коего главой является вера, нас, еще нехотящих, предваряет божественное милосердие, чтобы мы хотели. (…)
Посему чрезвычайно удивляемся тем, кто мыслят противное, что они до того еще тяготятся остатками старого заблуждения, что веруют, что ко Христу приходят не по Божьему благодеянию, а по природе; и само природное благо, которое грехом Адама познается испорченным, считают властителем нашей веры более, нежели Христа; и не понимают, что противоречат Господнему слову, глаголющему: "Никто не сможет прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и в последний День Я воскрешу его" (Ин 6, 44). (…)
И поскольку это так, не можем найти, что они для веры во Христа без благодати Божьей приписывают человеческой воле; ибо Христос есть властитель и совершитель веры. Вследствие чего... вышеизложенное исповедание Ваше, согласное кафолическим Отцам, утверждаем».