Лишние?..
Защитники эвтаназии настаивают на милосердии к неизлечимым и напрасно страдающим. Но современный уровень обезболивания достаточен, чтобы боль не становилась причиной для ухода из жизни.
читать дальшеК тому же человеку, и врачу в том числе, свойственно ошибаться. Нередки ошибки в прогнозах, а иногда необъяснимым образом излечиваются даже признанные безнадежными больные. И неизлечимость зависит только от средств и возможностей, имеющихся в данный момент в распоряжении медиков. Пример этому -- убийство врачом собственного сына, страдающего от дифтерии. А через неделю стало известно о создании лечебной сыворотки...
Говорят также о бессмысленности жизни "неполноценных" инвалидов. Но в истории так много примеров, когда такие "лишние" люди становились успешными бизнесменами и яркими творческими личностями! Франклин Рузвельт был парализован, когда руководил США в самый трудный для страны период. Нобелевский лауреат в области физики Стивен Хокинг сделал большинство своих открытий, будучи прикованным к креслу-каталке тяжелейшим недугом, в результате которого у него сохранилась подвижность лишь одного указательного пальца. И наоборот, нередко вполне здоровые люди хотят уйти из жизни, потому что не могут найти в ней своего места.
У стремления умереть не может быть объективных причин. Это не свободный выбор здравомыслящего человека, а недуг, расстройство психики. А любые недуги принято лечить, а не уничтожать вместе с объектом.
О терминах.
Различают добровольную и недобровольную эвтаназию.
читать дальшеВ первом случае человек сам принимает решение об уходе из жизни, во втором -- за него это делают близкие люди. Недобровольная эвтаназия предусматривает недееспособность пациента (например, при нарушениях сознания).
Также эвтаназия бывает пассивной ("дать умереть") и активной ("помочь умереть"). Под пассивной подразумевается неоказание помощи -- бездействие, приводящее к смерти. Под активной -- преднамеренное убийство, совершенное "из жалости".
К эвтаназии не относится самоубийство или смерть в результате обезболивающей терапии, если при этом не преследуется цель прекращения жизни. Однако отключение системы жизнеобеспечения при необратимой гибели мозга также, по сути, не является эвтаназией, так как в этом случае человека как личности уже не существует, и нет шансов на выздоровление. Целесообразность такого шага признана всеми религиозными конфессиями, но по сей день не прописана в законе.
Доктор медицины Жак Судо сказал так: "Часто сама боль является невыносимой, но нередко она бывает еще более невыносимой для тех, кто находится рядом с больным.
читать дальше"Избавляя" больного от боли, они часто избавляют от страданий самих себя. Действительно ли соблюдается в таком случае свобода выбора больного? На крик о помощи отвечают смертельным ударом. Причинить смерть означает избавить прежде всего самого себя от необходимости услышать этот зов, поскольку за словами "убей меня" кроется мольба: "Раздели мою боль и помоги мне!" Чисто по-человечески всегда труднее "сопровождать" больного в его страдании, чем уничтожить его".