Термин "либерал" быстро завоевал признание в Западной Европе девятнадцатого века и появился в царской России. В это время формируются основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, свобода частного предпринимательства и торговли. Четко обозначаются идеи правого либерализма, которые по своей сути, являются социальной проекцией христианства, и состоят в следующем:
читать дальше- Все люди без исключения повреждены первородным грехом, а поэтому сосредотачивать власть в одних руках недопустимо. Отсюда вытекает принцип разделения власти;
- В области вероисповедания должна быть полная свобода, так как в этой сфере людям не дано судить друг друга по первой причине;
- В области поведения, границей свободы одного человека, является свобода другого человека и соблюдение этического минимума заповедей: не убивай и не воруй. За соблюдением этого следит государство, что исключает анархию;
- Право на частную собственность (ограниченную и налогооблагаемую) вытекает из уважения к человеку как личности, сотворенной по образу и подобию Божию. Все остальное зависит от активности самого человека, его способности к самоорганизации, ответственности за общее дело.
Так вот и в христианской среде, да и не только в ней, хорошим тоном стало всякое поношение либерализма. Но вот, что по этому поводу говорит современный православный богослов игумен Вениамин Новик:
"Неприятнее всего то, что в людях уже существуют устойчивые стереотипы, психологические установки, можно сказать константы, архетипы неприятия всего связанного с либерализмом, а отсюда и с демократией, правами человека, экуменизмом, религиозным либерализмом. В своем отрицании люди не понимают одной простой вещи: речь идёт не просто об абстрактных западных ценностях, в основе которых, кстати говоря, лежит христианство и либерализм в их сложном и уникальном сочетании, а о статусе человеческой личности. И если мы всерьёз принимаем богоданную свободу личности, то мы должны всерьёз принять и саму эту личность и её права».