«Начало "ложной религии" – неумение радоваться, вернее, отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться»
читать дальше«Официальная, формальная организация, призванная обеспечивать институт веры, распяла Бога – и цель своей же веры уничтожила собственными руками»
«Всё чрезвычайно формализованное и живущее ради себя, ради этой своей организованности, постепенно превращается в альтернативу тому, чему было призвано служить, начинает с этим – главным – конкурировать и в конце концов уничтожает предмет своего предназначения»
«В Православии – историческом – начисто отсутствует сам критерий самокритики... такое православие пронизано комплексом самоутверждения, гипертрофией какого-то внутреннего "триумфализма"... Трагизм православной истории видят всегда в торжестве внешнего зла: преследований, турецкого ига, измены интеллигенции, большевизма. Никогда – во "внутри". И пока это так, по моему убеждению, никакое возрождение Православия невозможно»
«Уже из этих слов понятно, отчего о. Александр так часто оказывался против не только в разговоре с атеистами (как верующий), но и в разговоре с официальной церковностью – как человек, понимающий, что сейчас нельзя разговаривать с миром так, как привычно устоявшимся и закосневшим религиозным институтам».
"Церковность", полагал Александр Шмеман, должна была бы освобождать, но в теперешней ее тональности она часто не освобождает, а порабощает и обедняет. Человек начинает интересоваться "старым" и "новым" стилем, епископскими склоками или же всяческой елейностью, а духовность воспринимать как необходимость читать скверные книги (ужасающие по своей бедности и риторике брошюрки о чудесах и чудотворных иконах, всякую сомнительную "поповщину") и все время болтать на религиозные темы. Вместо того чтобы учить его по-своему смотреть на мир, Церковь учит его смотреть на саму себя. Вместо качественно нового приятия своей личности и жизни он считает своим долгом натягивать на себя безличный, закопченный, постным маслом пропахший камзол условного "благочестия". Вместо того чтобы знать, что есть радость, свет, смысл, вечность, – становится раздражительным, узким, нетерпимым и очень часто просто злым. И уже даже не раскаивается в том – ибо всё, по его мнению, от "церковности".