К этому же можно прийти и другим путем. Если дуализм верен, сила зла любит зло как таковое.
читать дальшеНо мы не знаем никого, кто любил бы зло просто за то, что оно зло. На практике мы ближе всего подходим к силе зла в чистом виде, когда сталкиваемся с жестокостью. Люди проявляют жестокость по двум причинам: либо оттого, что они садисты, то есть в силу своей извращенности получают чувственное удовольствие от жестокости, либо потому, что ценой проявленной жестокости они надеются получить желаемое — деньги, власть, безопасность. Но деньги, удовольствия, власть, безопасность — сами по себе вещи хорошие. Зло начинается тогда, когда люди стараются приобрести их, прибегая к неправильным методам, к нечестному пути, либо — в чрезмерном количестве. Люди, поступающие так, крайне испорчены. Но не об этом речь. Я хочу сказать, что зло, если вы пристальнее всмотритесь в него, почти всегда окажется дурным путем к добрым целям. Вы можете быть хорошим ради самого добра; но не можете быть злым ради самого зла. Вы способны совершить хороший поступок и тогда, когда не испытываете прилива доброты, когда этот поступок не доставляет вам удовольствия, просто по той причине, что делать добро — правильно. Но никто еще не совершал жестокого поступка только потому, что жестокость — это что-то неправильное. Люди бывают жестоки лишь тогда, когда это приносит им удовольствие или пользу. Иными словами, зло не может преуспевать от того, что оно зло, тогда как добро может преуспевать лишь в силу того, что оно добро. Добро, так сказать, вещь в себе, оно существует само по себе, тогда как зло представляет из себя испорченное добро. Прежде чем стать плохим, надо быть хорошим.
Между прочим, христианское богословие вообще считает, что зло (в отличие от добра) не имеет онтологического статуса. Зло - это всего лишь неполнота добра, т.е. попросту говоря, дырка от бублика.
"Зло даже злом не может быть в той полноте, в которой добро есть добро" - говорит Льюис в "Расторжении брака".
Какую добрую цель преследовали фашисты, сжигая жителей белорусских деревень - всех, от мала до велика?
Итогом нацистской политики геноцида и «выжженой земли» в Белоруссии стали 2 230 000 человек уничтоженных за три года оккупации. Погиб каждый 4-й, а по уточненным данным каждый 3-й житель Беларуси.
http://www.khatyn.by/ru/tragedy/
Но ты, наверное, знаешь это лучше меня
Какую добрую цель преследовали фашисты
Ты говоришь о фашистах, как о безликой массе народа, желающих поработить мир… можно подумать, что так оно и есть.
За каждым солдатом, офицером, генералом стоит живой человек со своим мировоззрением, жизненным опытом, совестью, мудростью, семьей, родными и близкими людьми (неужели фашисты не знали, что значит любить и заботиться о своей семье и Родине) со своими привязанностями и тараканами, верой и смыслом жизни… Ты думаешь все они пошли за Гитлером (думаю он по-настоящему, верил в светлое будущее Германии, и хотел достичь его, ценой чужих жизней… для него жизнь чужого человека не была ценностью… и разве за последние 60 лет жизнь человека в странах СНГ стала оценивается высоко? Многие из нас, пошли бы по головам в достижении своих целей, при условии, что им за это ничего не будет…) по одним и тем же причинам? Причин сотни: обида за страну, стремление к власти, месть (жажда справедливости своими руками), жажда обогатиться, патриотизм, жажда приключений… и многое другое.
Пытаться найти причины гнева и, на первый взгляд, беспричинной ярости и злобы не удастся. Если спросить у сотни людей, которые сжигали деревни (а это были не только немцы, но и сами русские, белорусы, украинцы, которые перешли на сторону немце) каждый из них расскажет свою историю и причины, почему он так поступал… и половину из них можно понять… и каждый будет прав по-своему…
каждый будет прав по-своему…
Но тогда мы приходим к необходимости признания субъективности добра.
Те, кто сжигал, считали, что сжигают во имя добрых целей. Для нас же эти цели добрыми не являются.
Но фраза
Добро, так сказать, вещь в себе, оно существует само по себе
свидетельствует об объективном существовании добра,не зависящем от нас
И кроме того, разве не Бог дает критерии добра и зла?
И с точки зрения Бога - преследовали фашисты добрые или злые цели?
Я говорю в данном случае именно о тех конкретных фашистах, которые поливали деревни из огнеметов
Т. е. те кто этого не делал чем-то лучше... или тех можно понять, а этих нет?
Допустим, кто-то сжигал деревни для расположения начальства, чтобы потом (после войны) получить хорошую должность. Разве стремление к независимости и хорошей работе это плохо? Но вот способы достижения этих целей те люди выбрали неправильные. Ведь что такое Божьи законы? А это именно те ориентиры которые показывают правильные способов, которыми можно (целесообразно) пользоваться…
Но тогда мы приходим к необходимости признания субъективности добра
Зло и добро иногда субъективно для человека, но не будем забывать о совести… Ведь совесть – это и есть инструмент для распознования добра и зла, которое мы делаем. Заметь, что совесть нам не скажет поступил ли другой человек правильно или нет, но она всегда скажет правду о нас самих. Совесть никогда не осуждает других, она смотрит только на тебя.
Те, кто сжигал, считали, что сжигают во имя добрых целей.
Если я, решая задачу, выбираю неправильный способ для её решения (в силу глупости или незнания), то разве можно меня осуждать? Но если я, зная, что поступаю против совести по-прежнему продолжаю, то грех очевиден, как для меня так и для Бога. Тем более задача останется нерешенной, и это покажет другим что я был неправ.
И кроме того, разве не Бог дает критерии добра и зла?
Да, Он уже все сказал, но прислушались ли немцы к Его словам?
И с точки зрения Бога - преследовали фашисты добрые или злые цели?
И все же ты путаешь понятие «цели» и «средства». И этот вопрос скорее не ко мне, я их даже не видел...
Sensile
С точки зрения Бога (насколько Он Сам дает нам представление о ней), безусловно, плохо и мерзко то, что одни люди ненавидят и убивают других людей.
Но Льюис в данном случае имеет в виду, что люди, в глубине души сознавая нравственный закон, используют для достижения своей цели безнравственные средства. В то же время эту цель они в своем заблуждении считают доброй (полезной для себя, своей семьи, нации), несмотря на то, что совершают при этом страшное зло.
Ведь Льюис и говорит, что "Зло начинается тогда, когда люди стараются приобрести их (эти блага), прибегая к неправильным методам, к нечестному пути, либо — в чрезмерном количестве", и что "Люди, поступающие так, крайне испорчены".
Фашисты совершали зло не ради зла как такового, а ради достижения цели, которую они сами считали благой и справедливой. Просто они думали, что цель оправдывает средства...