= Прапорщик = Армия Христа
Конец "К"-серии, последний большой пост:
"Словарь определяет культуру, как «любой акт культивирования или результат куль-тивирования». Затем объясняется, что означает культивирование: «Наставление, вос-питание, приучение к дисциплине, облагораживание, ведущее ко всякого рода улуч-шению, будь то растение, животное или человеческое существо".
читать дальше"Слабость всех этих определений в том, что они фрагментарны и обращают внима-ние на совершенствование только одной стороны человеческой жизни. «Человек все-сторонней культуры — это тот, кто наиболее полно созрел в каждой сфере своей жиз-ни, так что ему под силу выполнить свое назначение». Тем самым подлинная культура имеет дело с развитием не одного, но всех аспектов человеческой жизни".
"Точнее говоря, это деятельность человеческого разума, приложенного к силам при-роды и возносящего творение посредством человеческих сил на новые и более величе-ственные высоты. Культура — исполнение наказа, данного Творцом человеку, венцу Божьего творения в саду Эдема, который Бог велел человеку возделывать и хранить (Быт. 2). Человек был создан по образу и подобию Божию. Поскольку Бог — Владыка Вселенной, сотворивший ее неисчерпаемые глубины, Он дал человеку. Своему подо-бию, контроль над природой, вручил ее во владение ему и обязал его: «Покоряй при-роду и постигай огромные возможности, заложенные в ней и в тебе самом».
Культура — исполнение этого Богоданного наказа. В соответствии со своим куль-турным призванием, человеку надлежит добывать исходные материалы в природе, подчинять их своим замыслам, заставляя служить своим целям, обнаруживая скрытые в природе возможности, облагораживая и поднимая ее на более высокий уровень. Дос-тигнув таким образом совершенства, человек должен сложить все свои культурные за-воевания к ногам Того, Кто властвует над человеком и природой. Того, Кем и для Кого сотворены люди и все в мире".
"Если бы человек остался в раю, не узнав греха, ему все равно была бы заповедана культура. Понятию «культура» должно быть придано всеобъемлющее значение, с тем, чтобы соотнести Богоданный наказ с миром, который был отдан во власть человеку. Человек должен был бы исполнить наказ трижды: по отношению к природе, к себе и человечеству. Он властвовал бы над природой и раскрыл бы все ее возможности. Он созидал бы в себе образ Бога. И, являясь членом человеческого сообщества, внес бы свой вклад в развитие огромных духовных возможностей человечества как единого це-лого, чего не достигнуть, когда индивиды действуют в одиночку".
"Давайте рассмотрим Божий наказ созидать культуру, как если бы в раю не случи-лось никакого грехопадения. Размышляя о культуре в безгрешном мире, мы, может быть, лучше поймем, чем она должна быть в идеале.
Первое, без чего нет культуры, это — труд. Ибо культура предполагает развитие, реализацию всех возможностей творить добро, возвышение вещей тварного мира и человека. Это, конечно, не достигается без труда. Но труд должен производить не про-сто изменения, но улучшения. Иначе это не культура. Всякий труд, который совершен-ствует и раскрывает возможности добра в мире, способствует великому делу культуры".
"Зададимся теперь вопросом, как грех влиял и влияет на исполнение человеком культурного наказа. И как культура символизирует отношение к христианству. Грех не сделал этот наказ необязательным или излишним. Грех никогда не делает веление Бо-га излишним и не расстраивает Его замысла. Нашим долгом по-прежнему остается со-блюдение Божьих законов времен Адама, даже если мы, будучи рабами порока, не мо-жем их исполнять должным образом. Наказ Бога осваивать землю, выполнять свою культурную задачу столь же обязателен сегодня, как и в тот день, когда Бог дал его на-шим прародителям. И Бог заботится о том, чтобы цель культуры была достигнута, а возможности природы раскрыты,— если не через грешного человека, то как-либо ина-че.
Но грех сделал исполнение культурного наказа Бога куда более трудной задачей. Если до грехопадения ничто не мешало человеку в этом, то после него земля, владение человека, подлежащее культурному освоению, была предана проклятию. «Тернии и волчцы», о которых говорит Библия, — пример бесчисленных сил, уродующих приро-ду. Вместо гармоничного согласия и мирного подчинения всех вещей человеку проис-ходят бесчисленные конфликты. Природа искажена. Насколько же более трудной ста-ла теперь задача человека!"
"Изменился и сам человек. Он больше не хранит в себе образ Бога в том высоком смысле, в каком однажды был Ему уподоблен. Он утратил ясное понимание своей культурной цели. Вместо непрерывного освоения своих владений и их возвышения, он слишком часто действует им в ущерб. Вместо того, чтобы быть царем, повелевающим природой, он во многих отношениях становится рабом и утрачивает великую силу, ко-торую некогда имел. Не только каждый индивид испытывает недостаток в качествах, необходимых для исполнения своего культурного наказа, но и все человечество в це-лом. Задача, которую совместными усилиями должно выполнять в области культуры цивилизованное сообщество, оказывается неосуществимой из-за бесчисленных рас-прей между людьми, предельно затрудняющих их сотрудничество. То, что один сози-дает, разрушает другой. Со времени грехопадения человечество стремится к целям, взаимоисключающим друг друга".
"Из сказанного выше кто-нибудь может сделать вывод, что всестороннее и гармо-ничное развитие сотворенного мира невозможно, коль скоро грех является решающим фактором. Грех всегда тщится разрушать, а не созидать. Доминирующая в науке и ис-кусстве или нравственном устройстве общества греховность сбивает с толку, помрачает разум и извращает идеалы. Совершенство в культурном созидании возникнет лишь тогда, когда Бог устранит последствия греха. Он освободит землю от Своего проклятия и восстановит естественный порядок. Он обновит образ Божий в человеке и восстано-вит гармонию в отношениях между людьми, между человеком и природой и между со-творением и волей Бога. По существу. Он не только возродит мироздание, но и выявит возможности, заключенные в нем, и поднимет их на такую высоту, о какой мы не дер-зали и мечтать.
Если грех разрушает культуру, означает ли это, что в языческих землях культура не-возможна, ибо там спасительное дело Христа не явлено? Вовсе нет. Это было бы так, если бы грех был единственной силой, которая там господствовала. Тогда бы грех все разрушил и обратил в руины. Но, как мы узнали из нашего экскурса в учение о всеоб-щей благодати, даже в языческих странах Бог вызывает к жизни силы, которые огра-ничивают разрушительную стихию греха. И там созидается множество культурных благ, несмотря на грех".
"Любопытно, что и среди христиан есть те, кто утверждают: «Не стремитесь приоб-щиться к достижениям культуры и не пытайтесь войти в образованные круги общест-ва. Не учитесь в институтах, не становитесь врачами, юристами или химиками, не вступайте на политическое или общественное поприще. Все это противно вашей хри-стианской вере. Удалитесь от мира, присоединитесь к братьям по вере и спасайте свою душу для вечности, но не обременяйте себя задачами поддержания и развития культу-ры».
"Словарь определяет культуру, как «любой акт культивирования или результат куль-тивирования». Затем объясняется, что означает культивирование: «Наставление, вос-питание, приучение к дисциплине, облагораживание, ведущее ко всякого рода улуч-шению, будь то растение, животное или человеческое существо".
читать дальше"Слабость всех этих определений в том, что они фрагментарны и обращают внима-ние на совершенствование только одной стороны человеческой жизни. «Человек все-сторонней культуры — это тот, кто наиболее полно созрел в каждой сфере своей жиз-ни, так что ему под силу выполнить свое назначение». Тем самым подлинная культура имеет дело с развитием не одного, но всех аспектов человеческой жизни".
"Точнее говоря, это деятельность человеческого разума, приложенного к силам при-роды и возносящего творение посредством человеческих сил на новые и более величе-ственные высоты. Культура — исполнение наказа, данного Творцом человеку, венцу Божьего творения в саду Эдема, который Бог велел человеку возделывать и хранить (Быт. 2). Человек был создан по образу и подобию Божию. Поскольку Бог — Владыка Вселенной, сотворивший ее неисчерпаемые глубины, Он дал человеку. Своему подо-бию, контроль над природой, вручил ее во владение ему и обязал его: «Покоряй при-роду и постигай огромные возможности, заложенные в ней и в тебе самом».
Культура — исполнение этого Богоданного наказа. В соответствии со своим куль-турным призванием, человеку надлежит добывать исходные материалы в природе, подчинять их своим замыслам, заставляя служить своим целям, обнаруживая скрытые в природе возможности, облагораживая и поднимая ее на более высокий уровень. Дос-тигнув таким образом совершенства, человек должен сложить все свои культурные за-воевания к ногам Того, Кто властвует над человеком и природой. Того, Кем и для Кого сотворены люди и все в мире".
"Если бы человек остался в раю, не узнав греха, ему все равно была бы заповедана культура. Понятию «культура» должно быть придано всеобъемлющее значение, с тем, чтобы соотнести Богоданный наказ с миром, который был отдан во власть человеку. Человек должен был бы исполнить наказ трижды: по отношению к природе, к себе и человечеству. Он властвовал бы над природой и раскрыл бы все ее возможности. Он созидал бы в себе образ Бога. И, являясь членом человеческого сообщества, внес бы свой вклад в развитие огромных духовных возможностей человечества как единого це-лого, чего не достигнуть, когда индивиды действуют в одиночку".
"Давайте рассмотрим Божий наказ созидать культуру, как если бы в раю не случи-лось никакого грехопадения. Размышляя о культуре в безгрешном мире, мы, может быть, лучше поймем, чем она должна быть в идеале.
Первое, без чего нет культуры, это — труд. Ибо культура предполагает развитие, реализацию всех возможностей творить добро, возвышение вещей тварного мира и человека. Это, конечно, не достигается без труда. Но труд должен производить не про-сто изменения, но улучшения. Иначе это не культура. Всякий труд, который совершен-ствует и раскрывает возможности добра в мире, способствует великому делу культуры".
"Зададимся теперь вопросом, как грех влиял и влияет на исполнение человеком культурного наказа. И как культура символизирует отношение к христианству. Грех не сделал этот наказ необязательным или излишним. Грех никогда не делает веление Бо-га излишним и не расстраивает Его замысла. Нашим долгом по-прежнему остается со-блюдение Божьих законов времен Адама, даже если мы, будучи рабами порока, не мо-жем их исполнять должным образом. Наказ Бога осваивать землю, выполнять свою культурную задачу столь же обязателен сегодня, как и в тот день, когда Бог дал его на-шим прародителям. И Бог заботится о том, чтобы цель культуры была достигнута, а возможности природы раскрыты,— если не через грешного человека, то как-либо ина-че.
Но грех сделал исполнение культурного наказа Бога куда более трудной задачей. Если до грехопадения ничто не мешало человеку в этом, то после него земля, владение человека, подлежащее культурному освоению, была предана проклятию. «Тернии и волчцы», о которых говорит Библия, — пример бесчисленных сил, уродующих приро-ду. Вместо гармоничного согласия и мирного подчинения всех вещей человеку проис-ходят бесчисленные конфликты. Природа искажена. Насколько же более трудной ста-ла теперь задача человека!"
"Изменился и сам человек. Он больше не хранит в себе образ Бога в том высоком смысле, в каком однажды был Ему уподоблен. Он утратил ясное понимание своей культурной цели. Вместо непрерывного освоения своих владений и их возвышения, он слишком часто действует им в ущерб. Вместо того, чтобы быть царем, повелевающим природой, он во многих отношениях становится рабом и утрачивает великую силу, ко-торую некогда имел. Не только каждый индивид испытывает недостаток в качествах, необходимых для исполнения своего культурного наказа, но и все человечество в це-лом. Задача, которую совместными усилиями должно выполнять в области культуры цивилизованное сообщество, оказывается неосуществимой из-за бесчисленных рас-прей между людьми, предельно затрудняющих их сотрудничество. То, что один сози-дает, разрушает другой. Со времени грехопадения человечество стремится к целям, взаимоисключающим друг друга".
"Из сказанного выше кто-нибудь может сделать вывод, что всестороннее и гармо-ничное развитие сотворенного мира невозможно, коль скоро грех является решающим фактором. Грех всегда тщится разрушать, а не созидать. Доминирующая в науке и ис-кусстве или нравственном устройстве общества греховность сбивает с толку, помрачает разум и извращает идеалы. Совершенство в культурном созидании возникнет лишь тогда, когда Бог устранит последствия греха. Он освободит землю от Своего проклятия и восстановит естественный порядок. Он обновит образ Божий в человеке и восстано-вит гармонию в отношениях между людьми, между человеком и природой и между со-творением и волей Бога. По существу. Он не только возродит мироздание, но и выявит возможности, заключенные в нем, и поднимет их на такую высоту, о какой мы не дер-зали и мечтать.
Если грех разрушает культуру, означает ли это, что в языческих землях культура не-возможна, ибо там спасительное дело Христа не явлено? Вовсе нет. Это было бы так, если бы грех был единственной силой, которая там господствовала. Тогда бы грех все разрушил и обратил в руины. Но, как мы узнали из нашего экскурса в учение о всеоб-щей благодати, даже в языческих странах Бог вызывает к жизни силы, которые огра-ничивают разрушительную стихию греха. И там созидается множество культурных благ, несмотря на грех".
"Любопытно, что и среди христиан есть те, кто утверждают: «Не стремитесь приоб-щиться к достижениям культуры и не пытайтесь войти в образованные круги общест-ва. Не учитесь в институтах, не становитесь врачами, юристами или химиками, не вступайте на политическое или общественное поприще. Все это противно вашей хри-стианской вере. Удалитесь от мира, присоединитесь к братьям по вере и спасайте свою душу для вечности, но не обременяйте себя задачами поддержания и развития культу-ры».