Да, хотя и нельзя говорить о Боговдохновенности книг Отцов, но Богопросвещенность святоотеческих страниц мы все же ощущаем. Через созвучие Евангелию мы устанавливаем – от себя ли нечто написал Святой отец или же его подвигал Тот же Дух, что действовал в апостолах. Но разве протестантизм не строит свое собственное “предание”?
читать дальшеРазве книги Елены Уайт с ее тысячами вполне спиритических видений не воспринимаются адвентистами как фундамент их веры, как обязательная и авторитетная вероучительная литература? И разве сам протестантизм родился просто из исследования Писания, а не из некоего мистического опыта? Слово Лютеру: “Как часто трепетало мое сердце, как часто я мучился и делал себе единственное весьма сильное возражение моих противников: ты один что ли мудр, а все другие заблуждались столь долгое время? А что если ты заблуждаешься и вводишь в заблуждение стольких людей, которые все будут осуждены в муку вечную? И это продолжалось до тех пор, пока И. Христос не укрепил меня некиим Словом своим и утвердил меня настолько, что сердце мое не трепещет уже, но презирает эти возражения папистов”. Так что и религиозная жизнь протестантов не сводится лишь к изучению Библии.
Говорят, что православные молятся заученно по книжке, а протестанты – от сердца, своими словами. Но, как ни странно, именно “чужие слова” оставляют гораздо больше свободы для собственного построения человеком своей молитвы, чем “импровизация”. Каноническая молитва священника в храме охраняет молитвенный труд остальных. Священник может быть бесталанен, неискренен, малодуховен. Но он говорит не свои слова! И потому все равно его речь и духовна, и талантлива! Он говорит слова, отфильтровавшиеся за тысячелетия. Такими же малопривлекательными качествами может обладать и протестантский пастор. Его прихожане, однако, в этом случае обречены выслушивать его потуги “вдохновенной молитвы”.
Говорят, православный просто читает книжку, “вычитывает”, а не молится. По моим наблюдениям, гораздо меньше молитвы в публичных молитвенных возвещениях протестантов. Присмотритесь к человеку, который громко молится в присутствии других людей. Он ведь думает не “к Богу” – а о том, как бы получше сказать “про Бога”. Он думает не столько о своих кровных духовных нуждах, а о том, как поэффектнее высказаться в присутствии своих собратьев. Ему некогда молиться – он “творит”, мучительно рождает экспромт
Еще протестанты обвиняют православных в обрядоверии, в исполнении действий, смысла которых прихожане не понимают. Но мы по крайней мере знаем, что смысл в наших таинствах и обрядах есть, и – насколько таинства допускают объяснения – стараемся изъяснять их народу. А вот протестанты совершают целый ряд действий, смысл которых им в принципе неясен. Например – хлебопреломление, рукоположение и крещение.
Эти действия как священные и необходимые в жизни Церкви предписаны авторитетом Писания. Но – зачем? Таинств у протестантов, согласно признанию их богословов, нет. Значит – есть просто символы, просто обряды.
но эти действия могут отличаться от тех, которые в той же ситуации сделал бы Я САМ. не такие, которые мне сказали сделать и я знаю, что они будут "правильные", а МОИ действия.
и вот когда МОИ действия, которые не обусловлены услышанными словами, совпадают с услышанными мной правилами поведения - это значит, что во мне есть ПОНИМАНИЕ, почему было сказано так поступать...
Вот поэтому я и говорю, что лучше сделать свою ошибку (она направит к пониманию), чем повторять за кем-то его правильные действия.
Тогда понимание будет лично пережитым и истинно именно для тебя (тебе уже не будут нужны чьи либо доказательства),
Это будет "Пережито, проверено".
Личные действия основанные на субъективизме, приводят к личному пониманию, так?
Вот поэтому я и говорю, что лучше сделать свою ошибку (она направит к пониманию), чем повторять за кем-то его правильные действия.
меня несколько смущает эта фраза. За ошибкой не всегда следует ее осознание, особенно за духовной. Такая штука, как "прелесть" учтена?
понятие "ошибка"- это чисто от "ума"\мозга, который думает сравнениями.
вот есть я. вот есть моё мировоззрение. вот есть моё отношение к вещам. вот есть мои действия.
я действую. и я ВСЕГДА во время действия считаю его ВЕРНЫМ, иначе бы я так не поступил. это действия в вере в то, что они верные.
после совершённого действия я могу посмотреть на результаты\последствия и ум "может заявить": "а вот если бы ты поступил вот так, то результаты были бы лучше, так что твоё предыдущее действие было ошибкой"..
^_^ "было ошибкой" - НЕТ! то действие стало ошибкой, как только я "подумал" о нём, как об ошибке.
дальше идёт раскаяние - признание "мысли", что в прошедшей ситуации, я должен был поступить по-другому.
а дальше... )
дальше идёт РАЗМЫШЛЕНИЕ (думаю, тут это слово я пишу с тем же определением, что и у Виконии) - я пытаюсь ПОНЯТЬ, каким должно быть моё отношение к окружению, чтобы в след. раз я уже не наступил на те же грабли.
РАЗМЫШЛЕНИЕ - ммм... пусть это будет процессом, во время которого моё характер меняется, меняется моё отношение к окружению, меняется моё мировоззрение, если уж совсем общо говорить.
Такая штука, как "прелесть" учтена?
Можно подумать те кто ее учитывают в нее не попадают.
Можно иметь знания о прелести и об ошибках, а вот прочувствовать и лично осознать что это такое, понять суть... это невозможно без попадания в нее.
"Лучше учиться на чужих ошибках" это не мой принцип, потому что даже через собственные ошибки до меня доходит не сразу, а уж темболее через чужие.
PavelT
"может заявить"
А может и не заявить
"было ошибкой"
Можно взять молоток и забивать им шурупы, это будет ошибка. Но! Ошибка в том что я взав молоток (это было правильное действие) начал использовать его непоназначению (извратил суть вещи) и мало того, начал не гвозди забивать, а шурупы.
Так вот если мне надо было забить гвозди, я ошибся не в выборе инструмента, а в способе и предмете воздействия.
Но если мне надо было именно шурупы закрутить, то я тоже ошибся иначе.
Каждое действие не состоит отдельно, в основном это мазайка из маленьких фаз.
Мозг может корректировать некоторые фазы, но РАЗМЫШЛЕНИЕ изменяет все действие.
Вторая половина твоего ответа довольно размыта. Тут наверно четко не расчертишь.
"А как же абсолютные критерии правильного и неправильного?" - а это к чему?
"Можно взять молоток и забивать им шурупы, это будет ошибка" - во-первых: откуда такой вывод? он твой? если да, то возьмёшь ли ты молоток и начнёшь ли им забивать шурупы?
"Ошибка в том что я взяв молоток (это было правильное действие) начал использовать его не по назначению (извратил суть вещи) и мало того, начал не гвозди забивать, а шурупы." - ^_^ ну, а теперь посмотри на то, что написал ещё раз: "взяв... начаЛ..." - ты взял пример о чём-то прошедшем! ТЫ УЖЕ ПРОШЁЛ ЧЕРЕЗ ЭТОТ ОПЫТ! ты УЖЕ увидел и осознал, что забивать шурупы молотком - это БЫЛО ошибкой. ^_^ ну, и когда же ты это ПОНЯЛ?
Я просто говорил о природе ошибок.
Это лишь общие выводы и предположения.
ну, и когда же ты это ПОНЯЛ?
Ответь сам и сделай для меня тот вывод на который намекаешь.
"Ответь сам и сделай для меня тот вывод..." - вот ещё... ;р
а я пытался поговорить
И я пытался.